Сознание
Вот у меня на столе лежит книга Анни Безант, перевод с английского, которая называется «Изучение Сознания». В ней 269 страниц. И книга Ч.Ледбитра. В ней тоже, примерно столько же страниц. Как можно дословно переписать все из них в мою книгу? Поэтому я и буду излагать содержание этой книги в сокращенном виде. Постараюсь не искажать общий смысл. Начнем с определения терминов: сознание и жизнь тождественны — это два названия одной вещи, рассматриваемой как изнутри, так и снаружи. Без сознания нет жизни; без жизни нет сознания. Когда говорится, что жизнь является "Более или менее сознательной", то подразумевается не абстрактная жизнь, а "живое существо", в большей или меньшей степени осознающее свое окружение. Большая или меньшая осознанность зависит от толщины и плотности окружающего покрова, который делает существо живым, и отделяет его от собратьев. Если вы мысленно уничтожите этот покров, то мысленно уничтожите и жизнь. Может оказаться полезным небольшое предостережение в отношении таких часто повторяющихся фраз, как: "Сознание в теле", "Сознание, одухотворяющее тело" и тому подобное. Сознание тоже материально. Самая плотная материя, физическая, имеет в своей сердцевине сознание: газ, камень, металл являются живыми, сознательными, осознающими. Так, при определенной температуре кислород начинает осознавать водород и устремляется в соединение с ним. Дух и Материя, Сила и Слабость, Знание и Неведение, Мир и Борьба, Блаженство и Боль, Сила и Бессилие. Ни одно свойство не может существовать без своей противоположности; проявиться может только пара; каждый фасад имеет тыл, Душа и Материя возникают вместе; нет такого, чтобы существовала Душа, а затем каким-то чудесным образом создала Материю. Так же Сознание и Жизнь. В самом прямом смысле вся плоть человека составляет механизм Сознания, выступая в виде органов, желающих, думающих и действующих. Но аппарат нервной системы можно назвать ее специальным механизмом, который всем управляет и руководит в физическом теле. Каждая клетка тела состоит из миллиардов крошечных жизней (клеточек), каждая со своим собственным зародышевым сознанием. Мы уже про клеточек описывали на странице «Целительство». Каждая клеточка имеет свое собственное пробуждающееся сознание, которое ее контролирует и организовывает. Но и им в свою очередь управляет и руководит центральное сознание, в компетенцию которого входит все тело и нервный механизм, в котором оно функционирует для выполнения этих целей. Обсуждать вопросы раскрытия сознания у существ, полем Эволюции которых является Солнечная система, в настоящее время весьма затруднительно. Мы можем надеяться охватить лишь ничтожную часть этой проблемы в нашем понимании, которая даст нам какую-то схему, чтобы направить нашу будущую работу. Мы, однако, не можем изложить эту схему достаточно последовательно, не рассмотрев предварительно нашу Солнечную систему в целом и не попытавшись понять некоторые идеи, являющиеся отправными точками в данной концепции, какими бы смутными эти идеи ни казались. Материя в Солнечной системе существует в семи основных модификациях, на семи планах. На трех из них – физическом, эмоциональном (астральном) и ментальном (виталическом), - о которых часто говорят как о «трех мирах», и которые хорошо известны как Трилока или Трибхувана в индийской космогонии, происходит обычная эволюция человечества. На следующих двух духовных планах – плане мудрости и плане мощи, буддхическом и атмическом – продолжается особая эволюция Посвященных после первого из Великих Посвящений. Эти пять планов образуют поле эволюции сознания до тех пор, пока человек не станет божественным. Два плана, лежащие выше этих планов, представляют собой область божественной деятельности, охватывающей и объемлющей все. Из нее изливаются все божественные энергии, оживляющие и поддерживающие всю систему. Сейчас эти два плана совершенно недоступны нашему пониманию, и те намеки, которые относительно их делаются, вероятно, сообщают столько информации, сколько мы способны воспринимать. Эти семь планов Солнечной системы, другими словами, можно разделить на три группы.
1. Область, в которой проявляется только первичная космическая Материя.
2. Область сверх нормальной человеческой эволюции, эволюция Планетных Духов.
3. Область элементалов, минералов, растений, животных и обычной человеческой эволюции.
В целом все эти семь планов очень сходны с планами человеческой сущности не только названиями, но и по существу. Опять приходят на ум слова: «Познай себя – познаешь Вселенную». Если все это сравнивать, по подобию всех тел человека, можно составить такую схему:
Ø Первая область – это Дух и Духовное Существо.
Ø Вторая область – это умственное тело и тело желаний.
Ø Третья область – это нервный пакет, эфирное и физическое тело. А «Эго» (низменное «Я» нашей сущности) и не вписываю в эту схему, так как оно временное. Монаду можно представить как наш Дух или по выражению нашей религии – Дух-Материя, а душевное Существо – это Монада в оболочке из постоянных атомов, у которой центром или сердцем является Единый Космический Элемент. Качество оболочки зависит от количества спиралей в постоянном атоме или, точнее, от уровня нашего сознания. Чем выше количество, тем выше качество «одежды», тем выше уровень сознания. Это и есть сознание. Мы должны, улучшив качество «одежды» Божьей Искры (увеличив количество спиралей в постоянном атоме), перейти из третьей области нашей эволюции во вторую область, а потом и в первую, в которой проявляется первичная Материя, потому что мы станем «по Ее подобию». Имеется в виду, конечно, не внешний облик. Полная Эволюция планеты проходит в течение семи кругов (периодов). Обычное количество рабочих спиралей в постоянном атоме (это не «атом» нашей науки) в этом Круге равно четырем, как и в обычных атомах материи в целом на этой стадии эволюции, так как мы существуем в четвертом Круге. Но на пороге второго и третьего тысячелетия планета проходит свое Посвящение и уже переходит в пятый круг. Соответственно на планету начали поступать более высокочастотные токи, которые многие еще не заметили. И атомы нашего физического тела уже должны иметь пять спиралей, так же, как уже имеет и сама планета. Мы свои физические тела обязаны срочно перестроить в соответствии с эволюцией самой планеты. При несоответствии спиралей наших атомов с уровнем эволюции планеты, из-за поступления более высоких токов наши физические тела начнут страдать в виде непонятных для нашей медицины болезней. В настоящее время на планете уже присутствует немало высоко духовных людей, которые уже имеют свои тела (имеется в виду не только тонкие), состоящие из атомов с работающей пятой спиралью. Как увеличить количество работающих спиралей в постоянных атомах в наших телах, в соответствии с сегодняшней эволюцией? Стремиться выполнять все вышеперечисленные советы для успешного духовного роста. Мы должны понять, что наш Дух (Божья Искра), Монада в оболочке из постоянных атомов и есть наше Душевное Существо (Душа) или, по-другому, наше Сознание. При следующих воплощениях такое Душевное Существо, уже при рождении будет строить свои тела с пятью работающими спиралями, подбирая все подобные атомы, находящиеся в пределах Его достигаемости, и использовать их при строительстве тела своего подопечного. Эти атомы будут более разряженными – расстояния между атомами начнут увеличиваться. Будет меняться их полярность. Когда человек завершает нормальное и переходит к сверхнормальному человеческому развитию, заключающемуся в подготовке и вступлению на Путь, лежащий за пределами обычной эволюции, перед ним встает задача чрезвычайной сложности, связанная с постоянными атомами. Он должен привести в действие большее количество рядов спиралей, чем оживлено у человечества времени прошлой жизни. В его распоряжении как человека четвертого круга уже есть четыре ряда. Он начинает (должен) приводить в действие пятый и таким образом заставляет проявляться атомы пятого Круга (Коренной Расы - периода), все еще оставаясь в теле четвертого Круга. Имеется три уровня Сознание – это Подсознательное Сознание, Бодрствующее Сознание и Сверхфизическое Сознание, которые мы обязаны проанализировать и понять.
1. Подсознательное Сознание
Мы уже отмечали, что многие виды деятельности сознания, которые ранее были намеренными, стали автоматическими и постепенно опустились за "порог сознания". Процессы жизнеобеспечения тела — такие как биение сердца, сокращение и расслабление сердца, процесс пищеварения и т. д. — ушли в ту область сознания, на которой внимание Сознания уже не фиксируется. Существует множество явлений, непосредственно не связанных с поддержанием жизни тела, которые также относятся к этой туманной области. Симпатическая система является хранилищем отпечатков, оставленных давно минувшими событиями — событиями, не имеющими никакого отношения к нашей теперешней жизни, событиями, произошедшими сотни веков тому назад в наших прошлых жизнях, когда Дживатма, являющаяся нашим "Я", обитала в телах первобытных дикарей и даже в телах животных. Множество беспричинных ужасов, полуночных страхов, приступов яростного гнева, порывов мстительной жестокости, наплывов необузданной мести поднимаются из глубин этого темного моря подсознательного, которое плещется внутри нас, скрывая множество обломков и горьких напоминаний из нашего прошлого. Они были переданы астральным (тело желаний) сознанием того времени своему физическому инструменту для осуществления действия, и неизменно чувствительная фотопластинка постоянного атома ловила и фиксировала их, таким образом накапливая их жизнь за жизнью в тайниках нервной системы. Сознание оказывается застигнутым врасплох; или сильное колебание другого оказывает влияние на нас, или какое-то событие воспроизводит обстоятельства, обуславливающие соответствующие колебания — тем или иным образом дремлющие вероятности пробуждаются, и появляется давно забытая страсть, устремляясь к дневному свету. Здесь также скрываются инстинкты, которые часто одерживают верх над разумом, инстинкты, ранее представлявшие собой усилия, направленные на сохранение жизни; или результаты тех обстоятельств, при которых в те времена погибло наше тело, и которые Душа зафиксировала для будущего руководства. Инстинкты любви к противоположному полу и последствия бесчисленных союзов. Инстинкты родительской и материнской любви, накопившиеся в течение множества поколений. Инстинкты самозащиты, выработанные в бесчисленных сражениях. Инстинкты использования неправомерного преимущества, являющиеся результатом многочисленных обманов и интриг. Но кроме всего прочего там скрываются и многие колебания, относящиеся к событиям, ощущениям, желаниям и мыслям нашей теперешней жизни, пережитым и забытым, но находящимся у поверхности и готовым быть вызванными в Сознание. Не хватит времени перечислить содержимое этого хранилища следов древнего прошлого, старых останков, годных лишь для мусорной корзины, расположенных бок о бок с интересными моментами наших первых дней, с инструментами, все еще пригодными для наших теперешних потребностей. На двери этого хранилища обломков начертано: "Фрагменты прошлого", ибо подсознательное относится к Прошлому, бодрствующее сознание — к Настоящему, а сверхсознание — к Будущему. Другая часть нашего подсознательного состоит из содержимого всех Сознаний, использующих наши тела в качестве поля эволюции — атомов, молекул и клеток многих рангов. Некоторые странные видения и грациозные образы, выплывающие из нашего подсознательного, не имеют к нам никакого отношения, а являются неуверенными исканиями, нелепыми страхами и привлекательными фантазиями Единиц сознания, находящихся на более низких стадиях Эволюции, чем наше собственное, и являющихся нашими гостями, населяющими наше тело как жилой дом. В этой части подсознательного идут войны, ведущиеся в нашей крови одной группой созданий против другой, которые не доходят до нашего сознания, за исключением тех случаев. когда их результат проявляется как заболевание. Таким образом, подсознательное Сознание человека состоит из отличных друг от друга элементов, и поэтому необходимо проанализировать и понять их, для того, чтобы различить его деятельность от деятельности истинного человеческого сверхсознания, которое своими неожиданными вторжениями в сознание напоминает инстинкты, но полностью отличается от них по своей природе и месту, занимаемому в Эволюции, так как относится к будущему, в то время как инстинкты принадлежат прошлому. Они отличаются друг от друга точно также как и атрофированные остаточные органы, запечатлевающие историю прошлого, отличаются от зарождающихся зачаточных органов, указывающих на прогресс в будущем. Мы также видели, что Сознание, функционирующее на астральном плане (в теле желаний), построило и продолжает достраивать нервную систему в качестве своего инструмента на физическом плане; но это также не является частью того, что называется нормальным бодрствующим сознанием на данной стадии Эволюции. У среднего человека сознание, функционирующее на ментальном (умтвенном) плане, сейчас строит и налаживает астральное тело в качестве своего будущего инструмента на астральном плане, но это опять же не является частью бодрствующего сознания. Что же тогда бодрствующее сознание человека?
2. Бодрствующее сознание
Бодрствующее сознание — это сознание, функционирующее на ментальном и астральном планах, используя в качестве своей оболочки ментальную и астральную материю, располагаясь в физическом мозге и используя мозг с его разветвленной нервной системой в качестве своего инструмента для волеизъявления, познания и действия на физическом плане. В бодрствующем сознании мозг всегда активен, всегда колеблется; он может функционировать в качестве аппарата, передающего от органов чувств внешние раздражители, или активироваться сознаниями с внутренних планов; но он постоянно активен, отвечает на воздействия как снаружи, так и изнутри. У обычного человека мозг является единственной частью, в которой сознание определенно стало Самосознанием, единственным органом, в котором он ощущает себя как "Я" и утверждается как обособленная индивидуальная единица. Во всей остальной его части Сознание все еще продолжает неопределенный поиск, отвечая на внешние воздействия, но не идентифицируя их, осознавая как изменения в своем собственном состоянии, но пока еще не отличая "себя" от "других". У более развитых представителей рода человеческого Сознание, функционирующее на астральном и ментальном планах, очень богато и активно, но его внимание пока еще не обращено во вне, к астральному и ментальному мирам, в которых оно обитает, и его деятельность находит свое выражение в Самосознании на физическом плане, на который обращено все внешнее внимание Сознания и на который направлено такое количество действия, идущего свыше, сколько оно готово принять. Время от времени мощные воздействия на астральном и ментальном планах вызывают такое сильное колебание в сознании, что волна мысли или эмоции устремляется наружу, в бодрствующее сознание и приводит его в такое неистовое движение, что его нормальная активность сметается, затопляется, и человек побуждается к действию, которое не направляются или не контролируется его Самосознанием. Мы рассмотрим этот вопрос позднее, когда будем рассматривать сверхфизическое сознание. Таким образом, бодрствующее сознание может быть определено как часть совокупного сознания, функционирующего в мозге и нервной системе, которая определенно является самосознающим сознанием. Мы можем символически представить сознание как великий свет, льющийся из встроенного в потолок стеклянного шара, освещающего комнату внизу, в то время как сам свет заполняет пространство наверху и свободно разливает свое сияние во всех направлениях. Сознание подобно огромному световому яйцу, лишь один конец которого расположен в мозге, и этот конец является бодрствующим сознанием. Когда сознание станет Самосознанием на астральном плане, а мозг разовьется достаточно, чтобы отвечать на его колебания, астральное сознание станет частью бодрствующего сознания. Затем, когда сознание станет Самосознанием на ментальном плане, а мозг разовьется достаточно, чтобы отвечать на его колебания, бодрствующее сознание включит в себя и ментальное сознание. И так далее, до тех пор, пока все Сознание на наших пяти планах не разовьется до степени бодрствующего. Такое расширение бодрствующего сознания сопровождается развитием атомов мозга, а также развитием определенных органов мозга и связей между клеточками. Для включения астрального Самосознания необходимо, чтобы гипофиз был развит сильнее своего нынешнего состояния, а четвертый ряд спирилл в атомах должен быть полностью завершен. Для включения ментального Самосознания необходима активация шишковидного тела, а пятый ряд спирилл должен быть приведен в полный рабочий порядок. Пока эти физические развития остаются незавершенными, Самосознание может развиться на астральном и ментальном планах, но оно будет оставаться сверхсознанием, и результаты его деятельности не будут выражаться через мозг и таким образом становиться частью бодрствующего сознания. Бодрствующее сознание ограничивается и обусловливается мозгом до тех пор, пока человек обладает физическим телом, и любое повреждение мозга, любое его поражение и расстройство сразу же сказывается на проявлении работы Сознания. Каким бы высокоразвитым ни было Сознание человека, он ограничен своим мозгом в том, что касается проявления деятельности Сознания на физическом плане, и если этот мозг неправильно развит или сформирован, его бодрствующее сознание будет бедным и ограниченным. С потерей физического тела то, что подразумевается под бодрствующим сознанием, изменяется; и то, что здесь было сказано в отношении физических условий, переносится на астральный план. Поэтому мы можем расширить наше первоначальное определение до более общего утверждения: бодрствующее сознание является частью совокупного сознания, действующего через свою внешнюю оболочку, то есть той частью сознания, которая проявляется на самом нижнем плане, которого в данное время касается этого Сознания. На ранних стадиях Эволюции человека активность сознания на внутренних планах, за исключением той, что вызывается извне, невелика; но вместе с тем, как Самосознание на физическом плане становится все более выраженным, оно с все увеличивающейся скоростью обогащает содержимое Сознания на внутреннем плане. Сознание, работая над своим содержимым, быстро развивается до тех пор, пока его внутренние способности не начинают намного превосходить возможности своего проявления через мозг, и последний вместо поддерживающего и стимулирующего органа становится ограничением и помехой. Затем давление Сознания на свой физический инструмент временами становится опасно сильным, вызывая нервное напряжение, угрожающее уравновешенности мозга, который не способен с достаточной скоростью адаптироваться к накатывающимся на него мощным волнам. Отсюда и истинность изречения: "От гениальности до безумия один шаг". Лишь высоко и тонко организованный мозг может позволить "гениальности" проявиться на физическом плане: но такой мозг также легче всего выходит из равновесия под воздействием сильных волн этой же самой "гениальности", а это и есть "безумие". Сумасшествие — неспособность мозга правильно отвечать на колебания — в действительности может быть обусловлено недостатком или задержкой развития (организации) мозга, и такое сумасшествие не связано с "гениальностью". Но очень важным и существенным фактом является то, что мозг, опережающий нормальную Эволюцию, развивающий новые тонко уравновешенные комбинации для обогащения выражения сознания на физическом плане, является мозгом, отвечающим и за все остальные комбинации, который очень легко может быть выведен из строя повреждением какой-либо части его механизма, пока еще недостаточно развитой для того, чтобы противостоять такой нагрузке. К этому мы должны будем вернуться при рассмотрении сверхфизического сознания.
3. Сверхфизическое сознание
В последнее время психологи Запада занялись изучением состояний сознания, отличных от бодрствующего; их называют по-разному: "аномальное", "подсознательное", "непоследовательное" и часто — "сознание в состоянии сна" так как сновидение является наиболее широко признанной и универсальной формой других состояний сознания. Вначале наблюдалась тенденция рассматривать эти состояния как результат нарушения нормальной работы мозга, и данная точка зрения до сих пор остается довольно широко распространенной. Но более передовые психологи отказываются от такого узкого представления и начинают изучать такие состояния в качестве определенных проявлений Сознания в условиях пока еще не понятых, но необязательно ненормальных; некоторые признают "более широкое сознание", лишь часть которого может найти свое выражение в мозге на данной стадии его развития. На Востоке это состояние другого сознания уже в течение многих столетий считается высшим, по сравнению с бодрствующим состоянием, как состояние Сознания, освободившееся из узких рамок физического мозга и функционирующее в менее плотной и более пластичной и благоприятной среде. Сновидение рассматривается как одна из фаз этой Сверхфизической деятельности и как соприкосновение с высшими мирами. Были предприняты меры для пробуждения Самосознания в мире сновидений и произвольного освобождения облаченного в свои внешние одеяния Самосознание от физического тела, так чтобы вместо смутных и неясных ответов на воздействия из высших миров в неразвитых состояниях сна Самосознание могло установить с ними четкий и определенный контакт. Для осуществления этого, Самосознание в своих высших оболочках должно быть вначале освобождено от физического тела. И активировано на астральном плане; ибо до тех пор, пока сознание не почувствует, что вышло из своего плотного тела, оно не сможет отделить в "сновидении" нефизические переживания от хаотических физических фрагментов, которые смешаны с ними в мозге. Как чистая вода, вылитая в грязное ведро, смешивается с грязью, так и астральный опыт, поступающий в мозг, полный фрагментов прошлых физических событий, становится размытым, смешанным и неразборчивым. Поэтому восточная психология стремилась найти методы отделения Самосознания от его физической оболочки. Интересно отметить, что эти методы, совершенно отличающиеся от используемых на Западе, и направленные на расширение сознания, приводят тело в такое же состояние покоя, как и применяемые западными психологами методы для изучения других Сознаний.Сверхсознание включает все Сознание, стоящее над бодрствующим, то есть все Сознание на высших планах, которое не выражается на физическом плане как Самосознание, действующее через мозг. Поэтому оно представляет собой сложный комплекс и включает широкий ряд явлений. Как уже говорилось, сновидение является его частью, а также другие виды деятельности астрального Сознания, проявляющиеся как предчувствия, предостережения, видения событий, отдаленных во времени или пространстве. Смутные контакты с иными мирами, внезапное интуитивное прозрение в отношении характера событий, а также все виды деятельности высшего или низшего ментального сознания, проявляющиеся как интуитивное понимание Истин. Неожиданное проникновение в сущность причинных связей. Умственные или моральные вдохновения, вспышки гениальности, видения высоко художественной красоты и т.д. и т.д. Для этих проникновений Сверхсознания на физический план характерны неожиданность, уединенность, настоятельная авторитетность и отсутствие видимой причины. Они не связаны, или связаны только косвенно, с содержимым бодрствующего сознания и не объясняют себя перед ним, а просто навязываются ему. Для того, чтобы добиться проявления Сверхсознания на физическом плане, необходимо — на начальных стадиях — привести мозг в состояние пассивности, сделать органы чувств невосприимчивыми к физическим воздействиям и, вытеснив сознательную сущность из тела, ввести это тело в состояние, называемое трансом. Транс — это лишь искусственно или неестественным образом вызванное состояние сна; независимо от того, вызвано оно месмерическим, гипнотическим, медицинским или другим путем, результат одинаков, во всяком случае в том, что касается физического тела. Но результат на других планах будет полностью зависеть от Эволюции сознания на них. Высоко развитое сознание не допускает использование гипнотических или медицинских средств — исключая, вероятно, цели обезболивания при операциях — хотя в исключительных обстоятельствах использования гипноза для достижения состояния транса допускается. Транс также может быть вызван в результате действия со стороны высших планов, как при сильном сосредоточении мысли или восторженном созерцании объекта поклонения, вызывающем экстаз. Такие способы с незапамятных времен использовались на востоке в раджа-йоге. Таким же восторженным созерцанием объекта поклонения вызывается наитие Святых на Западе. Такой транс неотличим от того, что вызывается способами, используемыми в Salpetriere (приюте для престарелых и душевнобольных в Париже) и других местах. Хатха-йоги тоже достигали такого состояния транса, но только при помощи способа — пристально всматриваясь в черную точку на белом фоне, концентрируя взгляд на кончике носа и с помощью подобных приемов. Это отмечаемое ясновидящим взором различие во внешнем виде человека, находящегося в трансе, связано с имеющим огромное значение различием следствия транса. Йог, который так покидает свое тело, оставляет его в полном Самосознании, посещает высшие миры, полностью владея своими способностями, и, вернувшись в свое плотное тело, запечатлевает в развитом мозге память о своих впечатлениях. Слабо развитый человек в состоянии транса "теряет Сознание"; если его Самосознание не развито на высших планах, то и его осознание на них не обращено вовне; он практически также спит там, на астральном и ментальном планах, как и на физическом, и, очнувшись от транса, ничего не знает о том, что происходило в это время ни здесь, ни где-либо еще. Однако, если субъект будет достаточно развит, как большинство людей на данной стадии Эволюции, чтобы осознавать себя на астральном плане, то другие могут почерпнуть много полезного для себя, задавая ему вопросы, пока он будет находиться в состоянии транса. Ибо в искусственно вызванном трансе, когда мозг не способен нормально реагировать на воздействия своего окружения, он становится инструментом, каким бы неадекватным он ни был, Сверхфизического сознания. Изолированный от своего физического окружения, не будучи в состоянии отвечать на привычные раздражители извне, отрезанный от своих низших придатков, но сохраняющий связь с высшими, он продолжает отвечать на воздействия сверху и может делать это более эффективно, так как никакая его энергия не расходуется на физическом плане. В этом заключается суть состояния транса. При принудительном закрытии путей, по которым через органы чувств во внешний мир поступают его энергии, эти энергии остаются служить Сверхфизическому Сознанию. В тишине, таким образом, навязанной физическому плану, могут быть услышаны голоса других планов. В гипнотическом трансе наблюдается обострение умственных способностей: было замечено, что память охватывает намного большую сферу, ибо, когда временно заглушаются более сильные пульсации отпечатков недавних событий, становятся слышимы слабые пульсации, оставленные давно минувшими событиями. В трансе вспоминаются люди, забытые в состоянии бодрствования; припоминаются языки, которые были известны в детстве, но затем забытые; всплывают в памяти незначительные происшествия. Иногда увеличивается диапазон восприятия; становится видимым происходящее на расстоянии, образы преодолевают физические барьеры, становится слышимой отдаленная речь. Время от времени мелькают фрагменты других планов, перемешанные с мыслеформами часов бодрствования. По этому вопросу имеется обширная литература, которой может воспользоваться исследователь. В месмерическом трансе высшие явления более доступны чем в гипнотическом. В таком трансе могут быть получены очень ясные описания явлений астрального и даже ментального планов — на которых "субъект" достаточно хорошо развит — а иногда можно узнать эпизоды из прошлых жизней. Когда мы видим, что исключение физического плана является условием для таких проявлений сверхфизического Сознания, мы начинаем понимать основную причину практикуемых на Востоке методов йоги. Когда упражнения носят физический характер, как в хатха-йоге, чаще всего достигается обычный гипнотический транс, и субъект после пробуждения ничего не помнит из своих впечатлений. Метод раджа-йоги, в котором с помощью сильного сосредоточения Сознание выводится из мозга, подводит практикующего его к продолжению Сознания на последующих планах, и по возвращении к бодрствующему состоянию он помнит о своих сверхфизических впечатлениях. Как на Западе, так и на Востоке прерывание состояния бодрствования осуществляется с целью выявления следов сверхфизического Сознания или, как бы выразился западный психолог, следов подсознательного в человеке. Однако восточный метод, со стоящими за ним тысячелетиями опыта, дает в сфере сверхсознательного несравнимо более высокие результаты, и доказывает на прочной основе повторяющихся результатов независимость сознания от его физической оболочки. Наитие и видения святых всех времен и вероисповеданий дают нам другой пример вторжения из "подсознательного". Здесь средством достижения необходимого состояния мозга является продолжительная и сосредоточенная молитва или созерцание. Доступ к органам чувств оказывается закрытым благодаря интенсивности внутреннего сосредоточения, при этом нерегулярно и непроизвольно возникает состояние, которого намеренно стремится достичь практикующий раджа-йогу. Отсюда мы видим, что приверженцы всех религий приписывают свои видения благосклонности Божества, которому поклоняются, а не тому факту, что они вызвали у себя состояние пассивности мозга, которое даст возможность сверхфизическому Сознанию оставить в этом мозге отпечаток образов и звуков из высших миров. Но эти факты не умаляют значения таких переживаний как фактов Сознания. Скорее, наоборот, они увеличивают их значение, показывая, каким образом проходит Эволюция под влиянием окружающей среды на организм. Повторяющиеся воздействия со стороны внешних сил возбуждают растущий организм и очень часто временно перенапрягают его; но именно эта нагрузка и заставляет его развиваться дальше. Гребень Эволюционной волны всегда должен состоять из организмов, отклоняющихся от нормы; устойчивые, нормальные, надежные, средние организмы следуют позади. Они в высшей степени приемлемы, но, вероятно, не настолько интересны, как идущие впереди и, конечно, не настолько поучительны в том, что касается будущего. Действительно, силы астрального плана постоянно и энергично воздействуют на человеческий мозг, для того, чтобы он мог полнее развиться как инструмент Сознания; чувствительный мозг находясь в переходном состоянии, склонен в связи с этим входить в небольшое несоответствие с миром своего прошлого. Вероятно, довольно большое число видов деятельности, на которые направлена сегодня мысль, в будущем будут выполняться автоматически и постепенно опустятся за порог бодрствующего сознания, точно также как разнообразные функции, ранее управляющиеся сознательно.С ходом таких изменений в высшей степени тонко уравновешенных умах, в тех, которые не являются нормальными в том отношении, что, находясь на гребне Эволюции, должны быть наиболее способными к реагированию, неизбежно во все большем количестве должны проявляться более тонкие колебания. Когда мы поймем, что силы более тонкие, чем физические, требуют для своего выражения более утонченного инструмента, чем мозг, организованный для восприятия физического, то перестанем волноваться или расстраиваться, обнаруживая, что сверхфизические силы часто легче всего находят свое выражение через мозг, который в большей или меньшей степени находится в несоответствии с физическим уровнем. И мы поймем, что ненормальные физические симптомы, сопровождающие их проявление, ни в коей мере не умаляют ни ценность этих энергий, ни значение той роли, которую они будут играть в будущем человечества. В то же самое время естественно должно возникнуть желание отыскать какой-либо способ, посредством которого эти силы могли бы проявить себя без риска повреждения их физического инструмента. Такой путь был найден на Востоке в практике Раджа-Йоги, когда проявления высшего Сознания добиваются при помощи интенсивного сосредоточения. Такое сосредоточение, воздействуя на клетки мозга уже описанным в отношении мысли образом, само по себе развивает мозг как инструмент для более тонких сил. Более того, оно медленно открывает ряд спирилл атома, следующий по порядку за ныне активным, и таким образом добавляет новый орган, необходимый для высшего функционирования. Это неизбежно медленный процесс, но он является единственным безопасным путем развития, и если его медлительность вызывает негодование, то чтобы умерить подобный пыл, следует сказать, что едва ли можно ожидать, что можно еще больше ускорить атомное развитие следующего круга. Однако именно эта неторопливость упражнений Раджа-Йоги делает их несколько неприемлемыми для вечно спешащего Запада, тем не менее другого пути добиться безопасного уравновшенного развития нет. Выбор лежит между ним и нездоровыми нервными расстройствами, которые сопровождают проникновение сверхфизического Сознания в неподготовленный для этого орган. Мы не можем преступить Законы природы, мы можем лишь попытаться понять, а затем использовать их.