Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                        Физическое тело человека

    Мы в этой главе не будем описывать анатомию человека, а обратим внимание на то, как наш организм функционирует вообще.

                                                Голод и аппетит
    Голод и аппетит – два различных понятия. Голод – естественная потребность в пище, а аппетит – ненормальная потребность.
    Несмотря на это, многие обозначают двумя терминами одно и то же понятие. Рассмотрим же, в чем заключается разница.
    Довольно трудно определить соответственные ощущения голода и аппетита взрослому человеку, обладавшему когда-то инстинктом голода, который настолько атрофировался под давлением аппетита, что человек забыл прежнее естественное ощущение. Трудно словами описать ощущение, если в уме читателя не возникнет при этом никакого определенного представления. Мы можем дать понятие о каком – либо звуке человеку, обладающему слухом, сравнивая его с уже известным звуком; но подумайте, как трудно дать понятие о звуке глухому от рождения или описать ту или иную краску слепорожденному, или определить запах человеку, лишенному обоняния. К сожалению, а кто-то считает и к лучшему, наши дети никогда не чувствовали голода. С малых лет насильно «пичкаем» продуктами питания ребенка и мечтаем развить в нем аппетит.
   Если человек освободится от поработившего его ощущения аппетита, он поймет разницу между ним и голодом. Но для обыкновенного цивилизованного человека голод означает отсутствие аппетита, а аппетит – результат голода. Он неправильно употребляет оба термина. Можно разъяснить сказанное примерами. Возьмем, например, жажду. Каждому из нас знакомо ощущение естественной жажды, настоятельно требующей глотка холодной воды. Жажда ощущается во рту и глотке, и может быть утолена только тем, что предназначено для этого самой природой, то есть водой. Эта естественная жажда то же, что и естественный голод. Как резко отличается эта вода от вкуса подслащенной и душистой шипучей воды, мороженого, лимонада и т.п. Понимаете вы теперь, что мы хотим сказать? Это мы можем понять, если мы не атрофировали и чувство жажды.
   Нередко приходится  слышать, как один человек «жаждет» стакан содовой воды, другой – рюмки водки и т.п. Если бы люди ощущали настоящую жажду воды, иными словами, природа требовала бы влаги и они, вероятно, ощутили бы потребность именно в ней. Но вода никогда не удовлетворит жаждущих водку или крепких ликеров. Почему? Да потому, что это просто-напросто стремление удовлетворить аппетит, не имеющий  ничего общего с естественной жаждой, а являющийся ненормальным уклонением организма.
   Возникает аппетит, приобретается привычка – и дело кончено. Жертвы такой неестественной жажды временами испытывают и естественную жажду. Тогда они, будьте уверены, пойдут за  простой водой, а не за иными напитками.  Мы вовсе не собираемся проповедовать трезвость,  но рисуем лишь разницу между естественным инстинктом и приобретенной привычкой, то есть аппетитом. Аппетит – это приобретенная привычка есть и пить, привычка, имеющая мало общего с настоящим голодом и жаждой.
   Человек приобретает аппетит  табака во всех его видах,  вина,  опиума, морфия, кокаина и т.п. Раз, приобретенный аппетит становится сильнее естественной потребности в пище и в питье. Случалось, что люди умирали с голоду, так как все деньги уходили на спиртные напитки и наркотики.
   Животные обладают естественным голодом, который портится при близком сожительстве с человеком, пытающимся удовлетворить его разного рода лакомствами. Ребенок обладает естественным голодом, пока его не испортят таким же образом.
   У ребенка естественный голод заменяется приобретенным аппетитом, размеры которого зависят от степени благосостояния родителей – чем благосостояние больше, тем больше и  аппетит.
   По мере  того как растет ребенок, он теряет всякое  представление, воспоминание  о голоде. Ведь на голод принято смотреть, как  на нечто отрицательное, а не как естественный инстинкт.
   Естественный голод и естественная жажда находят свое выражение через посредство нервов рта и глотки. Когда человек голоден, упоминание или мысль о пище вызывает особое ощущение, начинается  выделение слюны, то есть выражается стремлением приняться за работу.
   Взрослый человек нередко удивляется, что ему не приходится есть таких вкусных обедов, какие он едал в детстве, объясняя это явление, частенько тем, что у нас с годами ухудшились вкусовые ощущения. Ничего подобного. Мы просто  заменили естественный голод ненормальным аппетитом, удовлетворить которой не в состоянии простая домашняя пища. Если бы человек не утратил естественное чувство голода, он продолжал бы наслаждаться пищей своей юности, так как многие кушанья казались бы ему таким же вкусным, как те, которые он ел в детстве.
   Например, йоги восторжествовали над аппетитом и допускают  беспрепятственно лишь проявление голода. Они наслаждаются каждым глотком пищи, даже коркой черствого хлеба, которая дает им питание. Йог ест ее неведомым для многих из нас образом.   Далекий от полуголодного отшельника, он является хорошо питающимся, сытым и здоровым человеком, так как обладает наилучшей из всех приправ – голодом.
  Лучшая приправа к любому блюду – голод.

   В укреплении моего здоровья сегодня важную роль играет 2-хдневный, почти еженедельный голод.
   Мы своим органам (печени, почкам, желудку, зубам, деснам и т.д.) никогда не даем  возможность заняться своим самолечением. Они постоянно, даже во сне, в работе на износ.  Когда мы голодаем два дня (но не более двух дней, чтобы не ослабить свой организм, как во время многодневных постов), в первый день все органы еще продолжают работать, вырабатывая и освобождаясь от раньше принятой пищи. Во второй день, уже освободившись от пищи, органы начинают залечивать себя (свои раны), выаодя наружу большое количество шлаков. В это время в моче можно увидеть  ярко выраженные хлопья и мути. Пью не менее 2-х литров воды, которая промывает мои кишечники и лишний сахар из организма.
   Первый день плотно завтракаю рано утром, а во второй день пью только воду.  И только на третий день уже во время завтрака принимаю легкую пищу в виде овсяной каши, чтобы сразу не загружать желудок.  
   Мы свое здоровье не подорвем этими короткими голодовками, а наоборот только  укрепим его. Во вторых в эти два дня не надо варить.  Экономим время и денежные средства.
   После такой голодовки, я обычно себя чувствую прекрасно и помолодевшим. Я вам всем желаю провести такую процедуру - не пожалеете.
   Мы свое здоровье не подорвем этими короткими голодовками, а наоборот,только укрепим его. Во вторых в эти два дня не надо варить.  Экономим время и денежные средства.
   Но многие скажут: «Я не могу выдержать двухдневную голодовку. Я постоянно хочу кушать»
   Вот мы тут затронули один из основных вопросов – это желание (хочу, не хочу). Желание или вожделение — слабая  степень воли, - это простое органическое хотение, а не обдуманное решение или выбор. Желание - это потребность, влечение,  инстинкт. Хочу кушать, курить, пить водку, принять наркотики, побездельничать, погордиться и т.д  Если будем жить на поводу своих желаний, мы никогда не будем здоровыми, счастливыми и благополучным. Что мы можем противопоставить своим желаниям – свою волю. Жить не по желаниям, по уму. Только тогда мы будем всегда делать для себя полезное, но не желаемое. Человек и отличается этим от животного.
   Иногда нам, освободиться от желаний, помогают обстоятельства. Например, надо встать раньше, чтобы идти на работу. Надо работать, усиливать свой познавательный процесс, чтобы не выгнали с работы и не остаться без средств к существованию. Говорят: «Работа обезьяну сделала человеком».
   Но когда мы выходим на пенсию, эти обстоятельства пропадают, а остается одна воля. Если у человека слабая воля, чтобы держаться на уровне, тогда человек начинает  опускаться. Многие, как только выходят на пенсию, заболевают и умирают. Апатия в жизни, притупленность ума, болезни и т.д.  Иногда люди ищут причину им в своей старости, но это не так. Человек с годами, наоборот должен становиться все умнее и мудрее.
   Выход из этого тупикового состояния может быть только один и единственный – это усилить силу своей воли. Способы для этого на сайте есть. Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия:
    • Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими желаниями,  эмоциями и поступками.
    • Воля (право) — способность лица руководить своими действиями.
   Эти вопрос я уже затрагивал на странице сайта, где описывалось  «Познание своей сущности», точнее четвертое «Астральное   тело человека», которое называется «Тело желаний».
                                                    Питание
    Человеческое тело подвергается постоянным изменениям. Атомы костей, тканей мускулов, жира и жидкостей постоянно разрушаются, выделяются из организма, а взамен них в лаборатории тела возникают новые атомы, которые идут на замену старых, разрушенных.
    Здоровье всего организма и каждой его отдельной части зависит от возобновления элементов, из которых он построен. Если работа возобновления прекратится – последует разрушение и смерть. Замена разрушившихся частиц – не терпящая остановки потребность организма, и от удовлетворения ее зависит здоровье  и жизнь человека.
    Основой пищи, по учению Хатха-йоги, является понятие, санскритское название которого может быть переведено русским словом «питание». Слово это напечатано жирным шрифтом, чтобы оно сильно врезалось в вашу память. Мы желали бы, чтобы читатель ассоциировал понятие пищи с понятием питания.
    Для йога пища означает питание, а не удовлетворение какого-нибудь неестественного прихотливого вкуса.
    Большинству людей Запада, не знакомых с восточными учениями, йог представляется исхудалым, слабым, истощенным, полумертвым от голода, изнуренным существом, который так мало заботится о пище, что не видит ее целыми днями и вдобавок находит ее слишком «материальной» для своей «духовной природы». Это очень далеко от Истины. Йоги, по крайней мере, те, которые в совершенстве изучили и используют в своей жизни Хатха-йогу, смотрят на питание, как на свою главную обязанность по отношению к телу. Они непрестанно заботятся о достаточном количестве качественного питания и стараются уравновешивать разрушение его клеточек доставлением материала для создания новых.
    Правда, йог не любитель просто поесть, к нему не применимо название «гастронома». Наоборот, страсть к изысканным кушаньям вызывает у него улыбку. Он принимает свою простую и питательную пищу, зная, что она доставит ему необходимое питание, не заполняя органы пищеварения вредными продуктами, содержащимися в утонченных блюдах.        
    Одно из основных положений в Хатха-йоге: «Человека питает не то, что он ест, а то, что он усваивает». Изречение это содержит в себе величайшую мудрость и в немногих словах выражает мысль, для пояснения которой писались многотомные сочинения.
   Ниже мы познакомим вас с методом, при помощи которого йоги извлекают из минимального количества пищи максимальное количество питания. Метод йогов занимает среднее положение между двумя школами Запада, одна из которых пропагандирует пресыщение, а другая – недоедание. Йог улыбается, когда до него доносятся отголоски споров и прений, которые ведут обе вышеозначенные школы о достоинствах своих методов. Одна, убежденная в необходимости хорошего питания, проповедует обжорство. Другая, понимающая весь вред, происходящий от объедания, предлагает своим последователям морить себя голодом вперемежку с продолжительными постами, которые уже многих довели до полной слабости и даже смерти.
   Йоги не знакомы с недоеданием и с излишним пресыщением. У них установился на это вполне определенный взгляд, постановка которого относится к давно прошедшим временам и принадлежит отцам йогической философии, сами имена которых, из-за давности, забыты их современными последователями.
   Хатха-йога признает и учит, что человеческое тело может быть сильно и здорово только при условии достаточного количества съеденной и усвоенной пищи.  Многое множество изнеженных, слабых и нервных людей имеют источниками своих болезненных состоянием недостаток питания.
   По понятиям йогов, человек должен есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
   Йог является скорее эпикурейцем, чем сладкоежкой, так как, принимая свою простую пищу, он развил естественный вкус пищи, а здоровый голод, испытываемый им, обеспечивает от его несложного стола такое удовольствие, которого не знают самые утонченные поклонники гастрономии Запада.
   Хотя йог ест исключительно для питания своего тела, пища доставляет ему наслаждение, неведомое людям, не разделяющим его взглядов.
                                                          Пища
    В настоящее время нам предлагается  много диет. Любая диета очень индивидуальна. Перед тем, как человек начинает питаться по какой-то диете или системе, он должен пройти основательное медицинское обследование и получить  рекомендацию опытного врача. Перемена пищи должна быть следствием зрелого размышления и опыта, ее нельзя основывать на случайно прочитанной брошюре или где-то услышанном положении. Мы надеемся, что читатель сам поймет, не ест ли он слишком много мяса, не входит ли в состав его пищи слишком большое количество жира и сала, достаточно  ли фруктов он потребляет, не полезнее ли есть ржаной или пшеничный хлеб, не слишком ли изобилует его стол печеньями и искусственными блюдами. Пища должна быть возможно  разнообразной. Избегайте затейливых блюд; остерегайтесь пирогов; остерегайтесь особенно телятины и свинины; старайтесь довольствоваться простыми кушаньями; вычеркните из своего меню горячие булки и пироги; основательно пережевывайте пищу.  Здесь нет ничего нового
   Если вы чувствуете пресыщение, не бойтесь пропустить обед или, тем более, ужин, лучше дать желудку возможность справиться с тем, чего он еще не успел переварить. Не советуем продолжительных постов (то есть продолжительного недоедания). Если два  дня заставить себя совершенно отказаться от пищи, а только изредка утолять маленькими глотками воды жажду – то такой голод омолаживает и усиливает его энергию.
   Благодаря такой голодовке из организма окончательно выводятся все отравляющие его отбросы, пищеварительные органы дезинфицируются и как бы встряхиваются. И что немаловажно – мы  даем организму возможность и время заняться самолечением. Само собою, разумеется, в эти дни нельзя утруждать себя тяжелой работой.
   Не бойтесь следовать инстинкту, он ваш лучший руководитель.  

                                       Дыхание   

   Процесс дыхания  дает необходимый моцион органам и мускулам. Врачи Запада обыкновенно упускают из вида эту роль дыхания, зато йоги дают ей надлежащую оценку.
   При недостаточном или поверхностном дыхании работает только часть воздушных пузырьков, таким образом, даром пропадает большое количество трудоспособности легких, и организм страдает от недостаточности окисления кислорода. Животные дышат вполне правильно. Несомненно, что и дикари поступают так же, так как у них грудная клетка и брюшная полость не затянуты поясами и лифчиками. Неестественный образ жизни цивилизованных людей отучает их от правильного дыхания.
   Йоги различают четыре вида дыхания.
       1.    Верхнее дыхание.
       2.    Среднее дыхание.
       3.    Нижнее дыхание.
       4.    Полное дыхание
.

                                                       Верхнее дыхание

    При дыхании такого рода ребра поднимаются кверху, ключицы  и плечи тоже, живот втягивается, брюшные органы теснят диафрагму, которая вследствие этого выпячивается кверху.
    В действие приходит верхняя, то есть меньшая часть грудной клетки и  легких, и вдыхается, следовательно, минимальное количество воздуха.
    По-видимому, верхнее дыхание – наиболее непроизводительная и даже вредная форма дыхания, так как при огромной трате энергии она дает лишь незначительные результаты.

                                                       Среднее дыхание

    Эта форма дыхания известна на Западе как «реберное» дыхание, но далеко уступает как нижнему, так и полному дыханию йогов. При среднем дыхании диафрагма выпячивается кверху, а живот втягивается. Ребра отходят в сторону, и грудная клетка немного расширяется.
    Так как существует две более совершенные формы, мы коснемся этого вида дыхания лишь мимоходом, чтобы дать вам понятие о его неудовлетворительности.

                                                        Полное дыхание

   Полное дыхание йогов соединяет все преимущества верхнего, среднего и нижнего дыхания, не имея при этом их недостатков. Оно приводит в действие дыхательный аппарат во всем его объеме, заставляет работать каждую часть легких, каждый воздушный пузырек, каждый мускул.
  
Полное дыхание йогов является основой всей йогийской науки дыхания, так что рекомендуем читателю хорошенько с ним ознакомиться и освоиться.
     1.Исходное положение (И.П.):  сядьте или встаньте прямо в удобной для вас  позе.  Дышите через ноздри.
   Спокойно, не торопясь, вдохните в себя воздух, наполняя сначала нижнюю часть легких, что достигается опусканием диафрагмы, которая надавливает на брюшные органы и выпячивает стенки брюшной полости. Затем наполните среднюю часть, отводя в стороны нижние ребра, выпячивая грудную кость. Наконец, наполните верхнюю часть, расширив верхние ребра и  верхнюю часть грудной клетки. При этом  последнем движении нижняя часть брюшной полости немного втянется внутрь, что дает легким довольно прочную основу и способствует наполнению верхней части их.
    На первый взгляд может показаться, что эта форма дыхания достигается при посредстве трех различных движений. Такое заключение, однако, неправильно.
 Вдыхание непрерывно, весь объем грудной полости расширяется одним движением. Избегайте ряда порывистых вдыханий и старайтесь достичь спокойного, непрерывного движения. Практика не замедлит исключить стремление разделять вдыхание на три движения и даст в результате равномерный, непрерывный вдох.
     2.Задержите дыхание на несколько секунд.
  Выдыхайте медленно, удерживая грудную клетку в одном и том же положении, слегка втягивая брюшную полость и сейчас же, как только воздух выйдет из легких, медленно ее выпятите. Как только воздух совсем выйдет из легких, ослабьте мышцы грудной и брюшной полостей.  Небольшая практика облегчит эту часть упражнения,  и раз усвоенное движение будет производиться автоматически. Вы очень облегчите себе задачу, если будете упражняться перед большим зеркалом, положив руку на живот, чтобы ощутить его движение. При окончании вдыхания рекомендуется приподнимать плечи, так как это увеличивает область растяжения грудной клетки и облегчает воздуху свободный проход в маленькую верхнюю долю (лопасть) правого легкого, где нередко начинается туберкулез.
   Сначала вам покажется нелегким освоение полного дыхания, но небольшая практика облегчит задачу и, раз освоившись с новым методом, вы никогда добровольно не вернетесь к старому.
   Практика полного дыхания гарантирует от чахотки и других легочных заболеваний, предотвращает «простуды» и катаральное состояние бронхов.
   Предрасположение к туберкулезу наблюдается почти у всех узкогрудых. Что же это значит? Конечно, то, что все эти люди применяли неправильный метод дыхания, вследствие чего грудная полость их не могла развиться и расшириться подобающим образом. Вы можете предотвратить простуду, если при первых ее признаках прибегнете к полному дыханию. Когда вы озябнете, подышите полными легкими в течение нескольких секунд, и вы почувствуете, как приятная теплота разливается по вашему телу.   Большинство простудных заболеваний может быть излечено полным дыханием, и продолжительность их ограничена лишь одним днем.
   Желудок и другие органы пищеварения сильно страдают от неправильного дыхания.
  Даже нервная система страдает от неправильной манеры дышать, так как мозг, спинной и головной, нервные узлы и сами  нервы при условии недостаточного питания кислородом становятся плохими аппаратами для возбуждения, передачи и сохранения нервных токов.
   При неполном, поверхностном дыхании (без полного выдоха и полного вдоха) в отдаленных уголках легких накапливается затхлый воздух («кал» легких), где находят благоприятные условия многочисленные микробы для своего успешного размножения.
   Вот как описывает процесс дыхания Мэри Стюарт, в своей книге, которая называется «Йога».
   Основная мышца, участвующая в дыхании, это диафрагма, которая лежит поперек туловища, разделяя грудную и брюшную полости. Она прикрепляется к нижней части грудины и к нижнему краю грудной клетки. Это значит, что спереди она лежит выше, чем сзади, где она переходит в две длинные мышцы, прикрепляющиеся изнутри к поясничному отделу позвоночника почти на уровне таза. Это наклонное положение диафрагмы означает, что лежащие над диафрагмой легкие сзади длиннее, чем спереди.
   Диафрагма всегда выгнута вверх, подобно раскрытому зонтику без ручки. При вдохе она сокращается в центре и делается чуть более плоской, увеличивая объем груди за счет уменьшения ее высоты, при этом давление в легких уменьшается и воздух всасывается в них через трахею. На выдохе диафрагма расслабляется и снова поднимается вверх, при этом объем груди уменьшается, давление в легких возрастает, и воздух снова выходит наружу. Грудь расширяется и в стороны, потому что на вдохе опусканию диафрагмы препятствуют лежащие под ней печень и желудок.  Продолжая сокращаться в центре, диафрагма тянет вверх нижние ребра, и грудная клетка расширяется с помощью межреберных мышц. Чтобы этот механизм эффективно работал, необходимо ритмичное взаимосвязанное действие диафрагмы и мышц живота. Если мышцы живота перенапряжены и плохо работают, опускание диафрагмы блокируется слишком рано, и грудь, расширяясь, вызывает выгибание позвоночника в пояснице и сжатие задней стороны легких при дальнейшем сжатии диафрагмы.
   Выполнение асан с правильным дыханием должно способствовать правильной работе мышц. Принимая положение, сидя для праноямы или медитации, вы должны выбрать позу, в которой сможете установить равновесие изгибов позвоночника, обеспечивающее эффективную работу диафрагмы и легких.
   Есть упражнение, которое можно выполнять постоянно. Надо просто-напросто размеренно вдыхать и выдыхать. Это уже гармонизирует организм. Через некоторое время полезно будет прибавить к этому повторение священного слова АУМ (Ом). О слове АУМ смотри в конце книги, а звучит оно правильно "АОУМ".  Пусть это слово «АОУМ» входит в вас или выходит из вас вместе с дыханием, ритмично, гармонично, и вы скоро почувствуете, как ритм охватывает все ваше тело. Только тогда вы поймете, что такое настоящий отдых. По сравнению с этим ощущением даже сон не дает такого отдыха. Успокоятся самые истрепанные нервы, и вы почувствуете, что никогда не отдыхали так хорошо.