Чакры
Когда человек, развивая свои чувства, приобретает способность видеть несколько больше других, новый захватывающий мир предстает перед ним, и, прежде всего, его внимание привлекают чакры. Окружающие люди видятся ему в новом свете, он начинает полнее воспринимать их, замечая то, что до сих пор было для него скрыто. Поэтому он становится способным понять, оценить и (если необходимо) помочь им гораздо в большей степени, чем мог до этого. Их мысли и чувства видны ему в форме и цвете. Степень развития людей и состояние их здоровья очевидны ему и без материальных выводов, ибо пред ним сразу же открывается сверкающее многоцветие чакр и их непрерывное быстрое вращение. Естественно, у него возникает желание узнать, что же он видит и что это означает. Данный сайт появился как ответ на все эти вопросы. Если же человек еще не пытался раскрывать свои спящие способности, страница этого сайта приоткроет ему маленькую частицу того, что доступно тем, кто уже преуспел в этом.
Чтобы полностью освободиться от каких-либо неминуемых предрассудков, необходимо четко уяснить себе, что в том видении, которое позволяет некоторым людям воспринимать мир глубже других, нет ничего фантастического или неестественного. Это всего лишь расширение хорошо всем известных способностей, и чтобы достичь его, надо стать чувствительным к вибрациям более быстрым, чем те, на которые привыкли реагировать наши органы чувств. Эти способности разовьются у каждого в ходе естественной Эволюции. Но некоторые достигли этого уже сейчас и возвысились над другими ценой многих лет тяжелой работы, которую большинство людей просто не в состоянии проделать над собой.
Значение слова "чакра"
Слово "чакра" — санскритское и означает "колесо". Это слово, как и его английские (русские) эквиваленты, часто используется в переносном, отвлеченном или символическом смысле: например, как мы говорим "колесо судьбы", так и буддисты говорят о "колесе жизни и смерти". Первая большая проповедь Будды, где он раскрыл суть своего учения, называлась Дхаммачаккаппаваттана Сутта (слово "чакка" — эквивалент санскритского "чакра" на языке Пали). Профессор Рис Дэвидс образно назвал эту проповедь "Началом вращения колеса царской колесницы во Вселенском царстве Истины и Справедливости", и это в точности соответствует тому значению, которое придают этому выражению сами буддисты. Буквально оно переводится как "вращение колеса Закона". Мы придаем слову "чакра" особое значение, понимая под чакрами колесообразные вихри на поверхности эфирного двойника человека.
Название чакр (их семь): Корневая (Кундалини), Селезеночная, Пупочная, Сердечная, Горловая, Межбровная, Венечная или макушечная. Я для наглядности приведу снимок одной селезеночной чакры:
Я здесь не буду описывать обо всех основных семи чакрах. Если, кто желает получить более подробную информацию о них, я вам советую заглянуть в книги Ч.Ледпитра. А пока остановлюсь на последнем седьмом чакре, выписав о нем из его же книги.
Седьмая чакра называется венечной или макушечной. Она расположена на макушке головы. Когда она полностью активна, то предстает как самый блестящий и сверкающий из всех центров. Она полна неописуемых цветов и вибраций, меняющихся с едва уловимой скоростью. Создается впечатление, что эта чакра содержит в себе все оттенки спектра, но в целом преобладает фиолетовый цвет. В индийской литературе этот центр описан как тысячелепестковый лотос, и действительно, это близко к истине, ибо число излучений его первичной силы во внешнем круге составляет девятьсот шестьдесят. Каждая его линия тщательно воспроизведена на нашем фронтисписе, однако передать эффект отдельных лепестков мы не в состоянии. К тому же, эта чакра имеет отличительную особенность, присущую только ей — дополнительный центральный водоворот блестящего белого цвета, золотой в центре, который характеризуется меньшей активностью и имеет двенадцать собственных колебаний.
Обычно эта чакра пробуждается последней. Вначале она таких же размеров, как и все остальные, но по мере продвижения человека по Пути духовного развития она начинает расти, пока не закроет почти всю верхнюю часть головы. Ее развитие сопровождается еще одной характерной особенностью. Вначале это углубление в эфирном теле, как и другие чакры, ибо через нее, как и через любую чакру, втекает Божественная сила извне. Но когда человек начинает осознавать себя как владыку божественного света и начинает изливать благодать на все окружающее, эта чакра начинает самотрансформироваться, разворачиваясь изнутри наружу, и становится уже не каналом восприятия, а центром излучения. Теперь это уже не углубление, а выпуклость, словно купол на голове, истинный венец славы. Я уже описывал про святого человека.
На Востоке это выпуклость часто показывали на рисунках и статуях божеств и великих людей. На рис. 2 она видна на голове статуи Будды из Боробудура на Яве. Это общепринятый способ ее изображения и в такой форме ее можно найти на головах тысяч изображений Будды повсюду на Востоке. Часто воспроизводятся два яруса Сахасрары — сначала больший купол из 960 лепестков, а затем меньший купол из двенадцати лепестков, поднимающихся из него. Справа на рис.2 изображена голова Брахмы из Хокке-до храма Тодай-дзи в Наре в Японии (749 г.). Видно, что Брахма имеет стилизованную прическу, отражающую данную чакру, но форма его головы несколько отличается от формы головы Будды, ибо на нем огненный венец.
Представления венечной чакры.
Это явление нашло свое отражение и в христианской символике в виде венца, который надевают на тех, кто достиг двадцатичетырехлетнего возраста; затем эти люди сбрасывают его перед престолом Господа. У высоко развитых людей венечная чакра испускает сияние и славу, образуя поистине корону. Значение этого символического обряда в том, что все, чего достиг человек, всю совершённую им великолепную карму, всю создаваемую им удивительную духовную силу — все это он постоянно возлагает к ногам Логоса, дабы он использовал это в своих делах. И человек может снимать свой золотой венец снова и снова, ибо и он сам и истекающая из него сила постоянно восстанавливаются.
Другие упоминания центров
Эти семь центров силы часто упоминаются в санскритской литературе, в некоторых Малых Упанишадах, Пуранах и тантрических трудах. Сегодня ими пользуются множество индийских йогов. Очень много интересной информации на эту тему имеется в индусских источниках.
Пробуждение Кундалини
Основной путь, которым можно довести плотное тело до овладения всеми этими преимуществами – успешный духовный рост. Еще есть школы йоги, которые помогают такому человеку, который познал Бога и живет по Его Законам.
Сейчас в Индии признано семь школ йоги: 1. Раджа-йога; 2. Карма-йога; 3. Джняна-йога; 4. Хатха-йога; 5. Лайа-йога; 6. Бхакти-йога; 7. Мантра-йога. Я кратко описал их во втором издании книги "Учителя и Путь". Полностью они описаны в книге профессора Вуда "Раджа-йога: оккультные занятия индусов".* Все школы признают существование и важность чакр, но каждая имеет свой метод их развития. Так, раджа-йога основывается на последовательной медитации на чакрах и развитии их активности с помощью абсолютной силы воли. Эта схема, несомненно, достойна того, чтобы рекомендовать ее. Самое большое внимание чакрам уделяет школа лайа-йоги, система которой заключается в пробуждении высоких возможностей Змеиного огня и в проведении его последовательно через все центры. .
Такое пробуждение требует определенного и длительного усилия воли, т.к. полная активизация первой чакры является как раз пробуждением внутренних слоев змеиного огня. Но когда, наконец, это произойдет, этот огонь станет гигантской силой оживления остальных центров. Его воздействие на другие эфирные чакры состоит в том, чтобы перенести в физическое сознание способности, пробужденные развитием соответствующих астральных чакр.
Говорится, что в некоторых случаях Кундалини может пробуждаться не только усилием воли, но и при травме — от удара или при физическом воздействии. Недавно я слышал от одного из наших лекторов по теософии, что он столкнулся с таким примером во время своего путешествия по Канаде. Женщина, совсем ничего не знавшая об оккультизме, упала со ступенек подвала в своем доме. Некоторое время она пролежала без сознания, а очнувшись, стала ясновидящей и обрела способность читать чужие мысли и видеть все, происходящее в каждой комнате дома. Этот дар остался у нее навсегда. Предполагается, что в данном случае при падении женщина получила удар в точно такое место и точно такого характера, что это привело к частичной активности Кундалини. Конечно же, точно так же, искусственно, мог быть простимулирован любой центр.
Подъем Кундалини
Кундалини мало-помалу поднимается по полому каналу, по мере того как йог использует свою волю в медитации. За одну попытку она может и не пройти слишком далеко, но в следующий раз она уже продвинется немного дальше, и так далее. Когда она подходит к какой-либо чакре (лотосу), она проникает в него. И цветок, до этого повернутый вниз, поворачивается вверх. Когда медитация заканчивается, ученик возвращает Кундалини назад по тому же пути в муладхару. Но в некоторых случаях она отводится только до сердечной чакры и здесь проникает в то, что называется ее "обителью».
Также поясняется, что в процессе медитации по одному из вышеупомянутых способов Кундалини по мере восхождения проходит через каждую чакру, пробуждая скрытые (отсюда и термин "лайа") психологические функции данного центра. В каждой чакре, куда она входит, жизнь усовершенствуется, но поскольку цель Кундалини — достижение высшей чакры, она восходит далее, пока не достигнет самого верхнего центра, лотоса сахасрары. Здесь, как образно говорится, она наслаждается блаженством соединения со своим властелином, Парамашивой.
На некоторое время практикующему следует прекратить обращать внимание на различные звуки и видения, которые окружают и разыгрываются в нем. Авалон отмечает, что вообще от начала практики и до направления Кундалини в сахасрару (Венечную или макушечную), как правило, уходят годы, хотя в исключительных случаях это может быть проделано за короткое время.
Цель Кундалини
Заключительные стихи "Шат-чакра нирупаны" прекрасно описывают завершение пути Кундалини: "Дэви, что есть Шудха-саттва, пронзает три Лингама, и, достигнув всех лотосов, которые известны как лотосы Брахма-Нади, сияет там в полноте своего блеска. С этого времени, в своем утонченном и неуловимом состоянии, блестящая, как молния и изящная, как волоконце лотоса, она идет к пламенеподобному светящемуся Шиве, высшему блаженству, и вдруг вызывает блаженство Освобождения.
Если успешно духовно растущий человек, с невозмутимым сердцем и сконцентрированным умом, читает этот труд, который есть высший источник знания об Освобождении и является безупречным, чистым и самым тайным, то, несомненно, его разум танцует у стоп его Ишта-дэваты". Одно возбуждение этого чакра поднимает духовную мощь человека на небывалую высоту. Тогда духовный рост человека двинется вверх, как говорят: "Семимильными шагами". Когда "Кундалини" ожив достигнет Венечной (макушечной) чакры, тогда у человека появятся разные могущественные возможности.
В индийских книгах слово Прана часто означает "дыхание". Это можно объяснить тем фактом, что во время дыхания мы втягиваем глобулы Жизненной силы в тело, но другим способом. Главная цель дыхания — получение кислорода. Мы поглощаем основную часть кислорода, поступающего в легкие, и выдыхаем азот, которым кислород разбавлен в атмосфере. Глобулы жизненной силы — основные составляющие атомов кислорода, как это видно на рисунке, где в несколько измененном виде изображена схема, впервые опубликованная в 1895 г. в книге "Древняя мудрость" и перепечатанная позже в "Оккультной химии". Описывая результаты наших исследований в этих книгах, А.Безант и я объясняли, что при наблюдении кислорода возникали намного большие трудностей, чем при изучении водорода и азота, из-за необычайной активности этого элемента и ослепительного блеска некоторых его составляющих.
Рис. 1. Состав кислорода
На газовом уровне атом кислорода имеет вид яйца, внутри которого с большой скоростью вращается свернутое в спираль змееподобное тело, на котором сверкают пять точек света. Змея выглядит как цельный округлый объект, но при поднятии атома на следующий подплан (первый эфирный в нашем физическом мире) он расщепляется вдоль на две более тонкие змейки: положительную и отрицательную. И становится ясно, что впечатление целостности обусловлено тем, что это вращение происходит вокруг общей оси в противоположных направлениях и поэтому представляет собой сплошную поверхность (подобно тому, как при вращении горящей палки наблюдается огненное кольцо).
Сверкающие точки, видимые в газообразном атоме, наблюдаются на гребнях волн положительной змейки и во впадинах волн отрицательной змейки. Сами эти змейки состоят из маленьких бусиноподобных телец, расположенных по одиннадцать штук между двумя большими сверкающими точками. При подъеме этих тел на следующий эфирный уровень змейки распадаются; каждая яркая точка несет с собой шесть бусинок с одной стороны и пять — с другой. Они кружатся и извиваются с такой же необычайной активностью, напоминая стремительный танец светлячков, неистово кружащихся в возбуждении. Большие сверкающие точки состоят из семи неделимых атомов, тогда как каждая бусинка имеет только два. На следующем уровне от частей змеек отделяются позитивные и негативные тела, помеченные как d и d' на рисунке, где показана разница в порядке расположения внутренних атомов. При дальнейшем распаде основные физические атомы становятся свободными. Их получается 290-220 штук из 110 бусинок и 70 штук из 10 ярких точек.
Положительное яркое пятно, помеченное на рисунке буквой d, и есть наша глобула жизненной силы. Именно благодаря этим глобулам так необычайно активен кислород. В легких кислород разлагается, и глобулы жизненной силы извлекаются из него и заново смешиваются с другими веществами для формирования некоторых основных составляющих крови. Поэтому когда прана из селезеночного центра расходится по всему эфирному двойнику, "сущность", упоминаемая в "Гаруда Пуране" (в оригинале она называется "Раса", что может также означать "кровь"), разносится по всему плотному физическому телу.